О переводе Божественной литургии на жестовый язык. Великая ектения (продолжение).

Прошение, следующее за первым, - «о свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся». Эти два прошения также связаны между собой, словом мир. Свышний мир – превышний мир, мир Божий (евр. «Шалом Ягве») – вневременное и непостижимое умом состояние покоя в Боге, переживаемое, как блаженство. 


Об этом Божием мире святой Исидор Пилусиот молится: «Мир даруй нам, т.е. соединение неразлучное с Тобой, да умиротворенные будем Духом Святым, нераздельно пребудем вечно в любви Твоей». Этот мир есть источник всех благ. «Если кто причастен будет мира подаваемого от Бога, - говорит святой Кирилл Александрийский, - тот не будет требовать никакого другого блага». Апостол Павел в своем послании пишет: «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол.3:15).


Слова «свышний мир» определяют собой главное содержание бытия в том самом устроении жизни, которое называется «Царство Небесное». Иными словами, это есть то содержание, которое открылось в созерцании начального возгласа: «Благословенно Царство». Это, собственно и есть вышний мир, не пространственный, но духовно-нравственный. Свышний мир – это абсолютное, окончательное, невозмутимое бытие, в котором нет ничего смущающего и нет никаких противоположностей. Там не осуществляется жизнь по известному логическому принципу о единстве и борьбе противоположностей, там нет противоположностей, потому что, безусловно, есть абсолютное единство в духе Божием. По свидетельству православных аскетов и мистиков, человек, познавший Мир Божий внезапно чувствует Присутствие Божие, как Личности, как Живой радостный Свет, он каждой клеткой своего существа ощущает Благость Божью, полноту и законченность Вселенной, ранее отсутствовавшую в душе гармонию; окружающий мир становится прекрасным. От созерцания гармонии и Красоты Мира Божьего (Света Божьего, Славы Божьей) человека часто охватывает острое ощущение радости и счастья бытия (блаженство), и вместе с тем непоколебимая уверенность в своем личном бессмертии и бытии Божьем. “Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе” (Рим.14:17).


И когда мы говорим «о свышнем мире Господу помолимся», мы имеем в виду, разумеется, не столько этот свышний мир сам по себе (ибо он не нуждается в наших молитвах), сколько свою причастность этому миру, миру, который нисходит на землю, прежде всего в Божественной литургии и вообще в качестве жизни людей, когда она наполнена религиозным, точнее говоря духовным, православным, христианским содержанием.


Описание жеста «о свышнем мире». Слово мир здесь употребляется в таком же самом смысле, как и в первом прошении, т.е. мир как единение и смиренное состояние, единение в общей божественной тишине, божественном блаженстве, умиротворении. Поэтому жестовый эквивалент выражения «о свышнем мире», т.е. о превысшнем, небесном мире будет выглядеть, как «небо» и «покой».


Ошибки перевода. Ранее мы уже говорили о причинах нежелательности использования жеста «дружба» применительно к слову мир в данном контексте.


Н.Н. Соколов

Вопросы перевода божественной литургии святителя Иоанна Златоуста на Русский жестовый язык. Учебное пособие для церковных сурдопереводчиков ©