Паломничество на Святую гору Афон

В конце сентября впервые группа паломников с нарушением слуха посетила Грецию и Святую Гору Афон. В составе группы были паломники из православных общин глухих Новосибирска, Омска и Санкт-Петербурга. Предлагаем вашему вниманию фрагменты интервью, записанное на радио «Логос» с участниками этой поездки Николай Николаевичем Соколовым и священниками новосибирских храмов: настоятелем прихода в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы протоиереем Александром Матруком и настоятелем прихода святителя Николая Чудотворца в Нижней Ельцовке протоиереем Андреем Федоров. В этих храмах Новосибирска уже много лет проводится социальное служение для неслышащих людей. 

Н.Н. Соколов:Добрый день, дорогие друзья. В эфире программа «Пилигримы». В студии Николай Соколов.

- Батюшки, наверное, каждый из нас бывал в качестве паломника в монастырях здесь в России. Но Афон это нечто другое. Это целая монашеская республика. Насколько соответствовали ваши представления о святой горе Афон, которые бытуют здесь в миру, с тем, что вы увидели, ощутили, находясь там? Давайте начнем с Вас, отец Андрей.

Отец Андрей:

- Первое, наверное, что нужно сказать, это то, что любой монастырь - это некий остров в окружающем нас мире. Причем, основная характеристика этого острова заключается в том, что люди там живут совсем другими ценностями, другим измерением жизни, чем в окружающем нас мире. Потому что, даже если мы исполняем заповедь Божью «шесть дней трудись, а седьмой день посвящай Богу», то все равно, большую часть времени, шесть дней в неделю мы посвящаем заботе о том, что нам есть, пить, как одеться, где работать, чтобы крыша была над головой. И только один день мы посвящаем своей душе, посвящаем Богу. А когда человек уходит в монастырь, он полностью свою жизнь посвящает Богу. Он в руки Божьи вручает свою душу. Поэтому заботы, попечения у него уже совсем другие. Это видно даже при поверхностном взгляде.  Лицо такого человека заметно отличается от окружающих людей. Заметно светелее, заметно добрее. И,  действительно, как говорят «как не от мира сего».

Поэтому, когда мы отправлялись на Афон, когда уже зашли на паром, я уже обратил внимание, что лица людей вокруг другие, что интересы уже другие. А когда мы сошли на святую землю, мне показалось, что произошло некоторое преображение, изменение действительности очень серьезное.

Н.Н. Соколов:о. Александр, я знаю, что Вы на прошедших в Новосибирске  Рождественских Чтениях готовили доклад о Святой Горе Афон. Вы же впервые побывали в Греции на Афоне? Какие Ваши ощущения?

Отец Александр:

- Да, действительно, я был первый раз на святой горе Афон. Много о ней читал. Конечно, одно дело, когда читаешь, представляешь. Другое дело, когда соприкасаешься с этой реальностью, видишь эти святыни, прикасешься к ним, воспринимаешь благодать, пребывающую на этом месте. Святая гора Афон известна с древних времен, как особое государство, монашеская республика.

Афон это часть полуострова Халкидики, который выдается в Эгейское море тремя полуостровами. Это Ситония, Касандра и Афон. Как раз  полуостров Афон населяют монашествующие. Здесь 20 православных мужских монастырей, большинство из них греческих, 3 из них славянских, это Свято-Пантелеимонов Русский монастырь, Зограф Болгарской Православной Церкви и Сербский монастырь Хиландар.

Остальные монастыри греческие. Все они находятся в юрисдикции  Константинопольской Церкви, а территориально принадлежат Греческой Республике.

Чтобы посетить Святую Гору необходимо получить особое разрешение от протата Святой Горы, то есть органа правления Святой Горой, так называемый диоминитирион. Он выдается в Представительстве Святой Горы, в городе Уранополис. Здесь необходимо представить документы, и заплатив некоторую сумму, получить разрешение на пребывание на Святой Горе. Обычно для паломников предоставляется 4 дня и 4 ночи. Необходимо, конечно, заранее договориться с монастырями, чтобы там приняли паломников, остаться здесь ночевать. Из Священной истории нам известно, что это место является уделом Пресвятой Богородицы.

Н.Н. Соколов:Что такое удел?

 Отец Андрей:

- Удел это часть земли. А часть и слово счастье имеют один и тот же корень. Люди имеют счастье находиться на этой земле и заниматься своей душой под особым покровом, по особому благословению  Божией Матери.

Отец Александр:

- Когда Пресвятая Богородица плыла на остров Кипр к святому праведному Лазарю, который желал ее очень видеть, на море разыгралась буря, и корабль прибило к берегам Афона. На берег сошла Пресвятая Богородица.

В это время, что собой представлял полуостров? Он был населен. Здесь были какие-то небольшие города. На вершине горы было языческое капище. Как только Пресвятая  Богородица ступила на землю этого полуострова,  в капище раздался голос, что грядет Матерь Божия и идолы сокрушились. Божья Матерь Сама здесь проповедовала Святое Евангелие о Своем Божественном Сыне. И вот с тех пор народ, здесь живущий, принял христиантсво, с тех пор стали селиться в последствие там монашествующие. И так постепенно было создано несколько монастырей. Настоящее число их 20, кроме этого множество келий, скитов расположено по всей Святой Горе, где подвизаются пустынножители, монашествующие.

Н.Н. Соколов: Монахи находят там уединение, то место, которое способствует молитвенному деланию. А зачем туда едут православные паломники? Что может дать и предложить Афон человеку, который не ведет монашеский, а ведет мирской образ жизни?

Отец Андрей:

- Во-первых, оказывается, что природа человека одна. Нельзя разделить, сказать, что вот этот человек монашествующий, а этот человек мирской. Мы хотя люди женатые, мы легко вошли в этот режим, в этот ритм жизни, который предлагался на Святой Горе. Он практически одинаковый в каждом монастыре. Подъем в 3 или 4 часа утра, идем на службу, с первыми лучами солнца служба уже заканчивается, трапеза, потом день в трудах или переездах, и опять вечернее Богослужение. Когда я слышал об этом заранее, то даже представить себе не мог, что, допустим, легко встать в 2 или 3 часа утра, пойти побывать на службе, потом еще целый день чем-то заниматься не отсыпаясь.

А вот эти несколько дней, которые мы находились на Афоне мы не чувствовали ни особого желания поспать, не испытывали  особого чувства голода. Хотя трапеза, прием пищи не такой как у нас в миру. Мы привыкли к 3-4 разовому питанию, дробному, частому. А там всего дважды в день. После утренней службы и после вечерней службы. Да еще не обязательно каждый день. Потому что в некоторые дни трапеза бывает однократно: по средам-пятницам или в постное время. И в то же самое время никто из нас не почувствовал никакого ущерба не только душевного, но даже телесного. Я считаю, что это не только за счет некоторого душевного подъема, мобилизации сил. Мы почувствовали, что это есть некая норма жизни. Что все люди созданы из одного теста. И вот как раз это и ощущается в монастырях тогда, когда людей объединяет добродетель, доброделание, объединяет молитва.

Люди могут объединяться по разным поводам. Грех и страсть тоже может объединять людей. Это бывает ненадолго и обычно заканчивается раздорами, войнами, скандалами. А когда людей объединяет добро, когда людей объединяет молитва, когда людей объединяет Бог, оказывается, человеку для материальной жизни нужно совсем немного пищи, совсем немного сна, а душа полноту жизни ощущает от того, что она, может быть, где-то в миру и живет иначе, но здесь перед собой она видит некий образец. Как это должно быть. Раньше многие люди думали, что это особый какой-то монашеский устав есть, а мы все живем в миру и нам его не нужно соблюдать. Но вот мы убедились, что этот монашеский устав имеет очень благотворное влияние на любую человечскую душу и руководит ко спасению. И в этом смысле, побывать на Святой Горе, это, действительно,  перед собой увидеть живой образец спасительной жизни. Не просто какое-то давнее свидетельство, какие-то давние факты, а современная жизнь, которая может быть посвящена Богу, которая может быть примером сейчас для человека, желающего спасти свою душу.

Н.Н. Соколов:Дорогие батюшки, вы уже несколько лет окормляете в Новосибирске прихожан с нарушением слуха. Во многом знаете только им присущие какие-то характерные черты. Как вам было с глухими паломниками? Что-то новое для вас открылось в их характере, личности, менталитете. Насколько вам было комфортно в составе той группы, где были паломники с нарушением слуха?

Отец Александр:

- Понимали друг друга с полуслова, с полузнака. Хотя мы мало знакомы с языком жестов, но, тем не менее, друг друга понимали хорошо. И духовные потребности друг друга, что необходимо, вопросы какие задавались. Не все было понятно для глухих, конечно, в Богослужении, в монастыре. Но те знания, какие имеются, хотелось передать, рассказать.

Н.Н. Соколов:Отец Андрей, а Вам как было с глухими?

Отец Андрей:

- Вы знаете, когда в семье живешь долго, то понимаешь уже друг друга. Люди в семье понимают друг друга без слов. Вот было такое ощущение, такое чувство. Но  еще было такое обостренное чувство, то, что мы являемся служителями именно Слова. Что наше Богослужение все построено на слове. Я обратил внимание, что глухие и слабослышащие люди, в этом смысле может быть,  даже более нас адаптированы к Богослужению. Они с одинаковым интересом и комфортом воспринимали службу и на греческом и на церковно-славянском языке. А вот когда мы приехали в Хиландарский монастырь, и  услышали Богослужение именно на церквно-славянском, на понятном близком нам языке я испытал такой душевный подъем, какое-то такое вот теплое чувство, которое не всегда испытываешь, может быть, из-за обыденности, а тут как-то обостренно почувствовал, что мы являемся служителями слова. Но, в то же самое время, было очень интересно, что все православное Богослужение построено по одному образцу. Поэтому легко находиться и в греческих,  в болгарских и в сербских храмах, потому что мы служим одному Богу, читаем одно и то же Евангелие, читаем одну и ту же Псалтирь, те же молитвы. А вот Жестовый язык лишний раз подчеркивает то, что человек всем своим существом должен служить Богу. Нельзя служить Богу лежа на диване, нельзя служить Богу только умом. Обязательно все силы человеческого тела должны быть задействованы. Нам, людям с нормальным слухом, поэтому требуется совершать особые усилия, совершать земные поклоны или поясные поклоны, мы воздеваем руки, мы становимся на колени, а слабослышащий человек или глухой он всем своим существом, всем телом участвует в молитве, не только, когда совершаются совместные действия, или какие-то кульминации Богослужения, он всегда участвует. В этом случае происходит служба как-то органично Может быть, мы не знали жестовый язык, но общаясь с глухими, мы все равно дополнительно жестикулировали, обращали внимание на их жесты, понимали, что очень важно не только слово, которое мы произносим, но выражение лица, выражаение глаз, и это нас, мне кажется, очень сплотило.

Н.Н.Соколов:Батюшка, я добавлю, когда лично я приходил в храм во время Богослужения, которое совершалось, можно сказать, еще глубокой ночью или ранним-ранним утром , то видел, что глухие наши уже там. Конечно, служба идет на греческом языке, нет искусственного освящения, нет никаких ламп, горят только свечи, лампады. И вот они стоят, где есть свечка, где виден образ какого-нибудь святого, подойдешь, поприветствуешь их, и видишь, что они здесь, что они в  молитве находятся, что глаза их совсем не сонные. Такое трезвение, бодрость. Конечно, переводить не было возможности в такой ситуации во время ночных служб. Какие-то может быть фрагменты утром, когда Литургия начиналась… Хотя глухие знают все чинопоследование Литургии сами говорили: «А сейчас этот момент начинается,  а сейчас Символ веры? Подтверждаешь, - «да». И  после службы абсолютно все говорили: «Как хорошо!..» Настолько они испытывали благодать. Даже без перевода Богослужения.

Отец Александр:

- Нам, слышащим, порой тоже приходилось быть в такой ситуации, как и глухим. Служба на древнегреческом языке совершается, и понимаешь какой момент Богослужения, но совершенно порой непонятен смысл молитвословий. Иногда глухие спрашивали: а о чем сейчас молитва? Сложно было сказать. Говорили: «Мы как и вы сейчас». Молитва Господу совершается, Богородице и святым угодникам Божиим. И поэтому здесь не столь, наверно, важно содержание молитвы, прошений молитвенных, а их цель, их  направленность. Что мы сейчас находимся в молитвенном предстоянии и не важно, какую молитву читать. Иисусову молитву или те, которые знаешь, или те, которые слышишь - произносимые, все равно мы предстоим Богу и едиными устами совершаем Богослужение.

Н.Н. Соколов:Отец Алекасндр, Вы можете поделиться с нами каким-либо случаем или даже, может быть, на первый взгляд, незначительной стороной афонской жизни, которая произвела на Вас определенное, может быть даже глубокое впечталение?

Отец Александр:

- На святой горе Афон все, можно сказать, чудесное, действительно, и когда мы направлялись туда, конечно, были планы, какие примерно посетить монастыри. Но все, действительно, в руках Божиих, все, действительно, по Промыслу Божьему совершается. Господь знает, что нам полезно, что нам потребно.

Когда мы были в ватопедском монастыре, то здесь наша группа была два дня. Были планы затем в Великую Лавру поехать. Но у священнослужителей из города Кирова  было горячее желание посетить  Хиландарский монастырь. Мы с отцом Андреем тоже их поддержали и решили на второй день тоже поехать в этот монастырь, а затем уже соединиться с группой. По дороге в Хиландар мы узнаем о том, что очень осторожно относяться к посетителям монастыря братия и просто так, без предварительной договоренности, не принимают в монастырь. Водитель, который нас вез почти был убежден, что, вряд ли, нас возьмут. Он несколько раз нас уговаривал заехать в монастырь Зограф и там переночевать, а потом,  если Бог даст, то утром посетить уже Хиландарскую обитель. Но мы молились всю дорогу Божией Матери, чтобы Она сподобила посетить это Святое место, приложиться к Ее чудотворным иконам. Там находиться образ Пресвятой Богородицы Троеручицы. И, где-то на полдороге, водитель говорит, что у него есть знакомый, который является благодетелем этого монастыря, и находится в хороших отношениях с игуменом этой обители, что он попробует позвонить, но не гарантирует, что с ним свяжется потому, что очень плохая связь. Он дозовнился, поговорил. Потом, через некоторое время, тот ему ответил, что игумен благословил, и нас будут ждать в монастыре. Когда мы приехали, нас ждал орхондаричный то есть, тот послушник, который принимает паломников, размещает. И говорит: «Отцы, где вы. Я уже долго вас ищу. Мне сообщили, что вы приедете. Вот для вас места приготовили. До вас приходили пять мирян. Я просил игумена их принять, потому что есть места для священников - четыре места, и одного паломника, можно было еще найти место, разместить. Но он отказал. А тут вы приезжаете. Как раз вот тут места для вас». Вот это для меня тоже было таким небольшим чудом, но, значит, есть на то воля Божья, благословение Пресвятой Богородицы. Хотя, изначально не планировали туда приехать. Мы об этом и не думали. Вот мысль такая пришла, желание такое появилось.

Н.Н. Соколов:Батюшка, а я поделюсь своими впечатлениями, которое я испытал в нашей Русской обители в Свято Пантелеимоновом монастыре, когда мы вместе с вами посетили костницу. Это был уже поздний вечер, сумерки. Костница это такая небольшая усыпальница в виде часовни, где хранятся, почивают останки тех монахов, которые подвизались в этой обители. По афонской традиции, когда монах преставляется, его погребают в землю и через три года достают останки и смотрят на цвет костей. Если цвет белый, либо медовый, желтоватый, то считается, что душа принята Господом и вселилась в Небесных обителях. Косточки омывают красным вином и до Второго Пришествия помещают в костницу. Если останки другого цвета, темные или черные, то их до трех раз могут погребать и возносить сугубые молитвы за душу почившего монаха.

И вот в этой костнице, где мы видели на полках многие честные главы тех монахов, которые были здесь. Каждый череп подписан, кто это - схимник, монах, годы жизни и смерти. И помните, батюшка, там была такая картина и на ней была такая надпись: «Мы были такими как вы, а вы станете такие как мы». И это, конечно, переворачивает сознание, ты понимаешь, что жизнь очень скоротечна, бренна и нужно, конечно, очень внимательно относиться к своей жизни, дорожить каждым Божьим днем. Это меня потрясло, конечно.

Отец Алекснадр:

- Тоже особое чувство я испытал в костнице, когда нас сопровождающий инок сказал, что здесь хранятся останки монахов за последние двести лет и особое чувство такого единения со всеми. Вот здесь отцы и братия, которые жили еще двести лет назад, но они все здесь пребывают вместе с нами, мы все в одной  церкви, нас не разделяет ни время, ни расстояние, потому что, действительно, в Церкви особое время. Как только начинается Богослужение, мы вступаем в вечность, мы входим в вечность. Мы в одной вере. Нас ничего не разделяет с теми братьями, которые жили двести лет назад, хотя они уже преставились. И вот останки их здесь пребывают, но мы все едины. Все едины во Христе в Его святой Церкви.

Отец Андрей:

- Конечно. И в хиландарском монастыре и в костнице я тоже испытал такое вот особое чувство. Но еще для меня особое, очень большое впечатление произвело посещение Великой Лавры. Здесь тоже особенно замечаешь, что только когда человек стремится жить с Богом, с Истиной, тогда он не действует разрушающим образом на окружающую природу, на самого себя, а, действительно, не только в гармонии находится, но в самой мощи нетленной, получается, даже останки обладают определенной силой, мощью, могуществом. Нетление говорит о том, что мы, действительно, с Богом, будем вечны, в вечности.

Отец Александр:

- На Афоне поражает огромное количество святынь. Это мощи святых угодников Божиих, это чудотворные иконы. Все здесь напоминает о временах древних, когда здесь подвизались эти угодники Божии. Здесь, наверное, самый молодой из храмов это 13-14 века. Все очень древние.

Н.Н. Соколов:Батюшка, а помните к каким мощам, святыням, по милости Божией сподобились поклониться, удалось приложиться?

Отец Александр:

- Да. В ватопедском монастыре мы прикладывались к частям Древа Креста Господня, к Поясу Пресвятой Богородицы, к мощам святителя Ионанна Златоустого, к его честной главе с нетленным ухом. По Преданию на это ухо ему диктовал толкования на свои послания сам Апостол Павел. И оно сохранилось нетленным. Также мощи святителя Василия Великого, Григория Богослова, преподобных отцов, которые подвизались, преподобного Афанасия Афонского, многих других угодников Божиих, преподобного Силуана Афонского, целителя  Пантелеимона. В русском монастыре прикладывался я к честной главе преподобного Акакия Афонского. Я знаю, что в нашем Покровском храме в престоле почивает частица этого преподобномученика, а здесь Господь сподобил помолиться у его мощей. Множество чудотворных икон всемирноизвестных: «Отрада и Утешение», «Алтарница», «Закланная», «Елеоточивая» и другие в ватопедском монастыре, в хиландарском: «Троеручица», в Великой Лавре «Экономисса».

Н.Н. Соколов:Батюшка, наверное, о каждой этой иконе можно посвятить отдельную передачу об истории, о тех чудесах, которые происходили.

- Конечно!

Отец Андрей:

- Действительно, самое главное чувство, как отец Александр сказал, в вечности уже все соединяется: и древние святые, три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, святой Николай Чудовторец, святой Спиридон Тримифунтский, святой Пантелеимон, другие мученики древние, и, в то же самое время, очень близкие к нам по времени: Силуан Афонский. Что мы все вместе предстоим пред Богом, что нет смерти, нет потери. Нас ожидает вечность. И мы все вместе будем в этой вечности находиться.

Н.Н. Соколов:Есть еще такое выражение, что Афон находится между землей и Небом, где, действительно, соединяются и мы, и святые угодники Божии. А известный старец Иосиф Ватопедский говорил, что Афон это удел Божией Матери, а Ватопед это Ее Престол, то есть, настолько отличается этот монастырь своими традициями, историей, один из самых древних, один из самых богатых, красивых монастырей сейчас.

- В заключении передачи несколько слов хотелось бы услышать о пользе паломничества. Старец Паисий Святогорец, ныне преподобный, говорил, что нужно не просто паломничать как обычный турист, но молиться и искать духовную пользу в любом паломничестве, и он говорил, если кто-то по возвращении из паломничества ни в чем не изменялся духовно, то ему говорили: «И пошел ты чесноком, и вернулся луком ». Если на этот такой серьезный вопрос, но коротко ответить, что лично Вам дал это паломничество на святую гору Афон?

Отец Александр:

- Может, пришло большее понимание молитвы, желание больше помолиться. Внимательнее помолиться. Потому что в суете житейской все это проходит так бесплодно, можно сказать. Понимаю, что необходимо молиться, понимаю, что без этого невозможно проводить жизнь христианскую. Но, побывав на Святой Горе, поучаствовав в службах монастырских, созерцая братию монастыря, как она молится, тоже возгораешься этим желанием эту частичку Афона сохранить и здесь в своем сердце. Постоянно себя возогреваешь этим.

Отец Андрей:

- Да. С одной стороны, добрый пример воодушевляет, но с другой стороны, находясь здесь, в своем приходе, в своих обычных обязанностях, когда думаешь о том, что хорошо бы исполнять заповеди Божии в своей жизни, на своем месте. Приезжаешь на Афон и видишь, насколько ты далеко находишься от идеала христианской жизни. Может быть, тут у нас какие-то иллюзии, что мы к чему-то приближаемся, к чему-то стремимся, а вот, когда оказываемся в свете уже людей преображенных, действительно, скажем, идущих по спасительному пути, видишь, насколько далеко от этого идеала, но надежда на помощь Божию, на милость Божию не покидает сердце.

Н.Н. Соколов:

- Спаси Господи, дорогие батюшки и благодарю вас за участие вас в этой передаче и за интересную беседу! Я прощаюсь с вами, дорогие радиослушатели, желаю всем Ангела-Хранителя в ваших путешествиях. Всего доброго! До свидания!

www.effafa.ru

www.radio-logos.ru